Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 имени врача-терапевта Холомянского Сергея Михайловича» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.
Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление ССЫЛКА

Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы)  ССЫЛКА 

Банк заданий для оценки функциональной грамотности для обучающихся и учителей ССЫЛКА 

Письмо Минпросвещения РФ от 28.09.23 №03-1553 .pdf
Письмо Минпросвещения РФ от 17.10.23 № 03-1665 .pdf
Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 .pdf
Приказ Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся города Симферополя .pdf
Приказ об организации работы по повышению функциональной грамотности МБОУ «СОШ №21» г.Симферополь .pdf
План – график ( «дорожная карта») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в в МБОУ «СОШ №21» г.Симферополь .pdf
Приказ О проведении диагностических работ по функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов .pdf
Анализ диагностических работ по функциональной грамотности в 2023:2024 учебном году в 8-9 классах .pdf

Банк заданий 
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

 
БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (5-9 КЛАССЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:

 
ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ (7-9 КЛАССЫ)

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Естественнонаучная грамотность  отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Под креативным мышлением  понимают способность к продуктивному творческому подходу.

Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций,  и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни
 

С 24 ноября по 5 декабря 2025 года в школе прошла декада функциональной грамотности под девизом «Формируем функциональную грамотность: от замысла к внедрению».

Педагоги нашей школы в  рамках недели запланировали и провели урок или мероприятие данного направления. Педагоги  включали в уроки задания на решение контекстных, проблемных заданий и практических задач по определенным видам грамотности. А с помощью  мероприятий закрепляли, полученные ранее знания.

Мероприятия проводились  в урочной и во внеурочной деятельности в форме классных часов, бесед, творческих мастерских, викторин, исследовательских уроков, деловых игр.

5-В класс – учитель Вели З.Р. Урок на тему «Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности». Дети познакомились с рассказом Н. Артюховой «Саша дразнилка» и учились находить в тексте информацию для решения поставленных задач. Т.е. учились не просто читать, а они учились читать осмысленно. На уроке педагог развивал у детей читательскую грамотность и креативное мышление.

7-А класс – учитель Деменкова Т.А. Урок на тему «Чтение графиков реальных зависимостей». Дети учились работать с графиками функций, отражающими реальные процессы: колебание, показательный рост. Приводили примеры графиков функций, чтение которых может пригодиться в реальной жизни.

4-Г класс – учитель Стрельцова И.В. Урок-исследование  по естественнонаучной грамотности.

9-Г класс – учитель Макеева О.О. Урок по теме «Органы кровообращения. Строение и работа сердца». На уроке формировалась естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции. Дети работали с информацией, представленной в разных формах: в форме текста, табличных данных, диаграмм, изображений. Проводили критический анализ информации и давали оценку ее достоверности. Делали выводы о значении здорового образа жизни для развития и благополучия общества.

5-Б класс – учитель Сейтхалилова Д.Ш. Занятие по читательской грамотности. Занятие прошло в форме творческой мастерской. Дети работали над текстом притчи А. Лопатиной «Чему учат книги?», развивали навыки осмысленного чтения, умение «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, формировали коммуникативную компетенцию, развивали креативное мышление. 

10 класс – учитель Решетова З.В. Занятие по финансовой грамотности. На занятии формировалось представление учащихся о финансах простым и понятным языком. Дети подготовили памятку «Как управлять деньгами», выполняли задания: примерные доходы и траты семьи за месяц.

Выводы декады функциональной грамотности:

Школьники сделали вывод, что функциональная грамотность помогает применять полученные знания в школе  на практике и решать сложные жизненные задачи, помогает здраво  мыслить и иметь собственную точку зрения на то,  что происходит сейчас в окружающем их мире.

Задачи современного образования – учить по-новому, учить для жизни.

 

Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов