Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.
Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление ССЫЛКА
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) ССЫЛКА
Банк заданий для оценки функциональной грамотности для обучающихся и учителей ССЫЛКА
Банк заданий
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ
ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ (7-9 КЛАССЫ)
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.
Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.
Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни
Педагоги нашей школы в рамках недели запланировали и провели урок или мероприятие данного направления. Педагоги включали в уроки задания на решение контекстных, проблемных заданий и практических задач по определенным видам грамотности. А с помощью мероприятий закрепляли, полученные ранее знания.
Мероприятия проводились в урочной и во внеурочной деятельности в форме классных часов, бесед, творческих мастерских, викторин, исследовательских уроков, деловых игр.
5-В класс – учитель Вели З.Р. Урок на тему «Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности». Дети познакомились с рассказом Н. Артюховой «Саша дразнилка» и учились находить в тексте информацию для решения поставленных задач. Т.е. учились не просто читать, а они учились читать осмысленно. На уроке педагог развивал у детей читательскую грамотность и креативное мышление.
7-А класс – учитель Деменкова Т.А. Урок на тему «Чтение графиков реальных зависимостей». Дети учились работать с графиками функций, отражающими реальные процессы: колебание, показательный рост. Приводили примеры графиков функций, чтение которых может пригодиться в реальной жизни.
4-Г класс – учитель Стрельцова И.В. Урок-исследование по естественнонаучной грамотности.
9-Г класс – учитель Макеева О.О. Урок по теме «Органы кровообращения. Строение и работа сердца». На уроке формировалась естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции. Дети работали с информацией, представленной в разных формах: в форме текста, табличных данных, диаграмм, изображений. Проводили критический анализ информации и давали оценку ее достоверности. Делали выводы о значении здорового образа жизни для развития и благополучия общества.
5-Б класс – учитель Сейтхалилова Д.Ш. Занятие по читательской грамотности. Занятие прошло в форме творческой мастерской. Дети работали над текстом притчи А. Лопатиной «Чему учат книги?», развивали навыки осмысленного чтения, умение «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, формировали коммуникативную компетенцию, развивали креативное мышление.
10 класс – учитель Решетова З.В. Занятие по финансовой грамотности. На занятии формировалось представление учащихся о финансах простым и понятным языком. Дети подготовили памятку «Как управлять деньгами», выполняли задания: примерные доходы и траты семьи за месяц.
Выводы декады функциональной грамотности:
Школьники сделали вывод, что функциональная грамотность помогает применять полученные знания в школе на практике и решать сложные жизненные задачи, помогает здраво мыслить и иметь собственную точку зрения на то, что происходит сейчас в окружающем их мире.
Задачи современного образования – учить по-новому, учить для жизни.